Библиотека "Шугун"
Стратагемы

Стратагема №13. Бить по траве, чтобы вспугнуть змею 打草惊蛇 dá cǎo jīng shé

Удар, нанесенный наудачу, позволит выяснить истинное положение дел. Обдумай последствия этой пробы — и приступай к решительным действиям (перевод В.В. Малявина).

Признаки в раскладе Ци Мэнь Дунь Цзя, содействующие применению стратагемы


  1. В раскладе есть признаки Обратного отклика 反吟 Фан-инь. Это содействует тому, чтобы в беспорядке и срочности выяснить истинное положения дел.
  2. Небесный ствол дня встречает структуру «Ложь» или «Обман».
  3. Во дворце с Небесным стволом часа есть дух 腾蛇 Тэн Шэ. Это содействует применению стратагемы.
  4. Дворец с вратами 景門 Цзин Мэнь - дворец, определяющий обстановку по качеству информации, определяет тактику, положение на рынке. Если дворец с вратами 景門 Цзин Мэнь содержит дух 腾蛇 Тэн Шэ или дух 玄武 Сюань У, «Пустоту», расклад Небесных стволов 壬+辛 или 庚+壬, то это содействует тому, чтобы напустить ложные новости для проверки истинного положения дел, либо запустить пробное дело, чтобы проверить, на сколько возможно его развитие в будущем.

Пример. Расклад 9 инь 丁亥 (06.07.2023 час 丁亥).
В раскладе есть Обратный отклик звезд и стволов (Фан-инь звезд и стволов).

Во дворце с Небесным стволом дня 乙 И есть структура «Двойная ложь».

Во дворце с вратами 景門 Цзин Мэнь есть дух 腾蛇 Тэн Шэ.

В раскладе есть признаки для применения стратагемы № 13 «Бить по траве, чтобы вспугнуть змею».

Толкование стратагемы


В.В. Малявин: «Противник не раскрывает своих сил — значит, он задумал какую-то хитрость. Тут нельзя беспечно идти вперед. Нужно искать, где таится опасность».

Х. фон Зенгер: «Бить по траве, чтобы вспугнуть змею. Поворошить палкой в норе. Стратагема косвенного предостережения, запугивания, предупредительного выстрела. Стратагема провокации».

Т. Клири: «Когда противник скрытен, и о силах и возможностях его догадаться невозможно, стратег предпринимает отвлекающий маневр, чтобы посмотреть, как противник будет реагировать. Эту стратагему упоминает Ягю Мунэнори, отмечая, что она используется в дзен-буддизме. Изначальная цель ряда дзенских высказываний и историй — проверить человека, чтобы выяснить, каков он на самом деле».

Иллюстрация (В.В. Малявин)


Во времена правления ханьского императора Сюань-ди (I в. до н.э.) сановник Инь Вэнгуй, будучи правителем области Дунхай, постановил производить казни за особо тяжкие преступления во время ежегодных собраний чиновников области. Причиной этого было желание «одной казнью предостеречь от преступления сотни людей». Инь Вэнгуй даже собственными руками казнил великого злодея Сю Чжунсуня, которого не решались покарать прежние правители области. Многие служилые люди, присутствовавшие при казни, были так напуганы, что отказались от своих преступных замыслов. Летописи сообщают, что после этого «в Дунхае царили мир и спокойствие».

Скрин расклада из сайта www.mingli.ru
Фото обложки из сайта www.quanxue.cn/ct_bingfa/ji/ji01.html
Подбор и анализ расклада: Т. Андреева

Используемая литература:
  1. Статья «36 стратагем в Ци Мэнь Дунь Цзя» из электронной библиотеки Бай Ду Вэнь Ку https://www.baidu.com, автор статьи не указан, перевод с китайского языка Т. А. Андреевой.
  2. «Тридцать шесть стратагем. Китайские секреты успеха», перевод с китайского В. В. Малявин. Перевод выполнен по изданию: Сань ши лю цзи (Тридцать шесть стратагем). Ред. Чжан Сяомэй. Шанхай, 1990.
  3. Т. Клири «Японское искусство войны. Постижение стратегии». Перевод с английского Котенко Р. В. — СПб.: Евразия, 2001.
  4. Зенгер Х. фон. «Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать».